Art Gallery Aeromake

Оксана Калинина

Моя корзина

Корзина пуста.

О гальванике без формул

О том, что такое гальваника, полным-полно статей в интернете, также там приводятся схемы электрической цепи и химический состав растворов - во все это "сильно заумное" многие не хотят или не могут вникать, да собственно, и незачем, если не собираешься этим заняться. Мне удобно думать, что мозг устроен так же, как компьютер, и любая лишняя информация, накопленная в нем, ухудшает быстродействие, не оставляет свободного пространства для творчества. Поэтому для многих вещей достаточно общего понимания, если появится необходимость - всегда можно поднакопить информации, разобраться подробнее.

Я решила рассказать о гальванике без схем и формул.

Я не "окунаю всякое в медь" - это невозможно, медь - твердая. И не крашу медной краской - вещицы получаются действительно медные. И не отливаю из меди - плавить металл - это для меня пока слишком сложно! Суть в следующем.

В посудке разводится "маринад" из большого количества дистиллированной воды и пары флаконов химии из хозяйственного магазина. В основе химии - медный купорос, синенькие кристаллы, знакомые дачникам - его используют как удобрение. И автомобильный электролит, который автомобилисты наливают в аккумулятор. В посудку (емкость, которую называют гальванической ванной) - с одной стороны помещается кусок настоящей меди - лист или трубка (трубки легче купить, они продаются много где и используются в кондиционерах и холодильниках. Эту пластинку называют Анод. С другой стороны в емкость помещается деталька, которая хочет стать медной. Как только она погружается в раствор, ее называют Катод. (прим.: в гальванике, в отличие от электролиза, + и - меняются местами. Впрочем я и сама путаю термины, главное - не перепутать провода, "+" - красный -  на отдающую пластину, "-" - черный - на принимающую).

Эта деталька обязательно должна уметь проводить ток, то есть, быть металлической, или ее красят специальным составом, который ток проводит. Чаще всего это лак на основе графита - того самого, что в карандашах. Состав продается в магазинах для радиолюбителей, дороговат, но вполне доступен. Затем к листу меди и к детальке прикрепляются проводки и на них подается электричество - совсем небольшое, не более чем при зарядке телефона. И тут начинается волшебство. Медь с пластины "растворяется" в "маринаде" и нарастает на детальке. То есть лист меди отдает свои частички, а деталька эти частички принимает. Раствор и электричество помогают микро-частицам металла поменять место жительства :).

У меня эта конструкция выглядит так:

Чем дольше деталька находится в растворе, тем больше меди на ней нарастает, и тем тверже она становится. Процесс это довольно долгий, несколько часов, а то и дней - чем больше деталька и чем толще нужно получить слой меди - тем дольше. И тем сильнее "худеет" лист меди, отдающий себя во благо)))

Гальванику используют не только для меднения, но и для покрытия предметов другими металлами, в том числе и драгоценными. Но это в домашних условиях делать сложно и опасно - химия используется совсем другая, не из супермаркета, и отдающий металл, разумеется, доолжен быть тот же, которым изделие покрывается. Металлом можно покрыть любой объект - в этом и есть смысл гальваники. Органические предметы (растения, перышки, ракушки и т.п.) предварительно нужно полностью покрыть графитом, а потом меднить. При этом растение получается в меди, как в саркофаге - без доступа воздуха оно не гниет и не портится. Слой меди нужно делать довольно толстым - чтобы было прочно. Металлические предметы (правда, не все металлы подходят) меднятся сами.

Гальваническое покрытие металлом можно нанести и на маленькую бусинку, и на целый большой памятник! Но для этого, конечно, нужна не маленькая посудка, а целый большой бассейн раствора и много-много  металла. Так реставрируют памятники, например, гальваникой - бронзой - покрыта четверка лошадей на фронтоне Большого театра.

В домашних условиях и "для девочек" интереснее всего меднить различные природные объекты и делать из них потом украшения.

    

Меднение растений процесс увлекательный, но больше меня привлекло в гальванике другое - создание текстур.

Об этом - следующая статья.